Главная » Статьи » Классные часы

Урок в форме устного журнала, посвященный 100-летию со дня рождения К.М.Симонова «География военных дорог»
Устный журнал «География военных дорог»
Цель: раскрыть  литературный  путь  военного  корреспондента, показать  редкую трудоспособность   поэта, патриотизм  и  горячую  любовь  очевидца военных  событий
Оборудование: портрет К.Симонова, выставка произведений,  презентация.
 
«Да, мы живем, не забывая…» 
 К.Симонов

 
 
Ход урока
Вступительное слово учителя.

     В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского поэта, писателя, драматурга, литературного и общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны Константина Михайловича Симонова. Всем нам хорошо знакомы его произведения «Живые и мертвые»«Из записок Лопатина»«Русские люди» и многие другие. После того, как  в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине, – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.
Сегодня мы вспомним некоторые страницы из жизни этого замечательного человека.
                                                                          /
1 страница «С того детского далека, с того самого незабвенного…    
                        дивизионного городка…»

Константин Михайлович Симонов родился  28 ноября 1915 года в Петрограде. Юные годы его прошли в Рязани и Саратове в семье отчима, военнослужащего. Его родной отец,  полковник Генерального штаба Михаила Агафангелович Симонов  пропал без вести в годы гражданской войны. По собственному признанию К. Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии. Его любимыми героями  стали Александр Невский, А.В. Суворов, В. Чкалов, челюскинцы, папанинцы… Именно в те годы Симонов нашел своего героя.
 С 1934г. по 1938г. учился в литературном институте им. А.М.Горького. Уже тогда проявился его талант к поэзии. Естественность, содержательность, эмоциональность и насыщенность просматривается в творчестве молодого автора.
1937 год. Поэма Симонова «Победитель» посвящена героической жизни и смерти Николая Островского. Молодой  комсомолец, спасая страну от врагов, от голода и холода- погибает, оставив записи о своем поколении в романе «Как закалялась сталь».
 Наизусть отрывки  из  поэмы  «Победитель».
2 страница «И выживем, и в бой пойдем…

Годы идут. И вот уже 1938 год. Испанские события в борьбе с фашизмом отражены в балладе «Рассказ о спрятанном оружии». Это гимн тем, кто до смерти остался борцом за великую идею, это песня о верности долгу и правому делу.
 Краткое содержание  баллады «Рассказ о спрятанном оружии»
 
Такой же страстью и убежденностью пронизана баллада «Генерал» о венгерском писателе Мате Залке, воевавшем и погибшем в Испании. Баллада ответила самому автору на вопрос: Как должна сложиться жизнь  моего   поколения в наше революционное время? Именно так, как у Мате Залки – в борьбе!
Об испанских республиканцах, борющихся с фашизмом, писали в те годы почти все советские поэты. Ибо они, запечатлевшие романтику революционных сражений, чувство интернационального братства, рождены сердцем восторженным и горячим.
Тогда же в стихах и поэмах все определённее звучали мотивы тревоги, вызванные разгулом фашизма в Европе. Уже тогда Симонов проявлял политическую зоркость:
                                «Под Кенигсбергом на рассвете
                                 Мы будем ранены вдвоем,
                                 Отбудем месяц в лазарете,
                                 И выживем, и в бой пойдем»,-
 это было сказано за три года до начала гитлеровского нападения.
 
3 страница «Дыхание войны».
 

Поэт замечал: германские фашисты становятся всё наглее и наглее. И он обращается к памятным событиям прошлого- в 1938 году пишет поэму «Ледовое побоище», где предупреждает о близости войны и хочет, чтобы все почувствовали дыхание войны. Воссоздавая картину сражения на Чудском озере, предупреждает, что захватчиков ждет неминуемый разгром. Это настраивало людей на боевой лад:
                              « Не забывая, не прощая,
                               Одним движением вперед,
                               Свою отчизну защищая,
                               Пойдет разгневанный народ…»
С тем же патриотизмом, готовностью к подвигам во славу  Отчизны пронизана поэма «Суворов» ( 1938-39 гг). Для опального полководца все обиды отходят в сторону, как только он узнает об опасности вторжения врагов на землю  матушки России:
                             «Скакал? Коням намылил холки?
                               Небось,  война, коли за мной?
                               Эй, Прошка! Дай мундир мне с полки,
                               Готовь карету четверней!»
К. Симонов отличался редкой трудоспособностью. И вот первое боевое крещение. Лето 1939г. Советские и монгольские войска наносят удар по зарвавшейся японской военщине. Симонов, военный корреспондент газеты  «Героическая красноармейская», принимает участие во фронтовых операциях. Холхин-Гольские страницы укрепили в Симонове то, что военная тема – главная в его творчестве.
 
4 страница. «Записки военного корреспондента».
 

Звучит песня
От Москвы до Бреста…
Нет такого места,
где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли…- одна из знаменитых песен, написанная Симоновым в трудные военные годы, в которой он рассказал о нелегком труде военного корреспондента.
   С первых дней Великой Отечественной войны наши литераторы встали в боевые ряды защитников Родины. Симонов, корреспондент «Красной звезды» направлялся на самые трудные участки боевых действий: плавал на подводной лодке в Констанцу, участвовал в атаке на Крымской земле, совершал рейды в тыл врага с северными моряками- разведчиками на «морском охотнике», дни и ночи проводил среди пылающих кварталов Сталинграда. Его статьи, очерки, стихи воспринимались как правдивые свидетельства очевидца. Стихов от него не требовали, но он не оставлял поэзию.
Страстный поэтический призыв,  обрушить на смертельно опасного врага сокрушительный удар прозвучал в стихотворении «Убей его!».

Убийца ворвался в твой дом, грабит убивает… Пусть же его покарает рука того, на кого он сам поднял меч…
                                Так хотел он, его вина,-
                                Пусть горит его дом, а не твой,
                                И пускай не твоя жена,
                                А его пусть будет вдовой…
Именно в эти годы появилось немало произведений, которым суждена долгая жизнь.   Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» о безмерном народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека, готового вынести любые страдания ради победы над врагом.

Четыре книги военных очерков Симонов назвал «От Черного до Баренцева моря». В этом названии не только география-  здесь вырисовывался облик огромной страны.
                                     Касаясь трех великих океанов,
                                    Она лежит, раскинув города,
                                    Покрыта сеткою меридианов,
                                    Непобедима, широка, горда…
Такой Родину мы видим на географических картах, такой она запечатлелась на всю жизнь. Облик любимой отчизны приходит  на память тогда, когда ни о чем другом думать некогда, и ты вспоминаешь
                                    Клочок земли, припавший к трем березам
                                    Далекую дорогу за леском,
                                    Речонку со скрипучим перевозом,
                                    Песчаный берег с низким ивняком…
 
                                    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
                                    Да, можно голодать и холодать,
                                    Идти на смерть… Но эти три березы
                                    При жизни никому нельзя отдать.
Симоновские стихи о том, как в трудные жизненные моменты крепнет священное чувство отчей земли, закаляются человеческие характеры, углубляются такие понятия, как товарищество, дружба, любовь…
 
5 страница «С тобой и без тебя».
 
 В 1941 году на страницах газеты «Красная звезда» появилось стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» Герой, фронтовик обращается к любимой женщине:   Ты это горе знаешь понаслышке,
                                    А нам оно оборвало сердца,
                                    Кто раз увидел этого мальчишку,
                                    Домой прийти не сможет до конца…
             
Наизусть «Майор привез мальчишку на лафете…»
 
На войне случаи были разные.  Лейтенанту, погибшему в бою, пришло письмо от жены, где она сообщает, что уже год живет с новым мужем. Однополчане ответили гневом и презрением к женам, не дождавшимся своих мужей с фронта. Так в 1943 году в газете появилось «Открытое письмо» и стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь».  Для людей на передовой и в тылу эти слова стали клятвой верности любви, паролем надежды и чаяний. Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть необходимость верности и стремление к победе.   Еще во время войны выходит его сборник  « С тобой и без тебя» с посвящением  актрисе Валентине Серовой, на которой Симонов был тогда женат. Все экземпляры сборника мгновенно были раскуплены. Ни один писатель в те годы не знал такого оглушительного успеха.
 
Наизусть «Жди меня, и я вернусь»…
6 страница «Вьетнам, зима семидесятого».

Уже после войны 1941-45 гг., в годы мирного строительства в отдел «Правды»
Симонов представил статьи об увиденном и пережитом во Вьетнаме:
                                        Не спрашиваю, не выпытываю.
                                        Сначала, как на полигоне,
                                        Сам на себе Вьетнам испытываю,
                                        Сам проверяю: все ли понял!
Поэт говорил, что самым сильным чувством, которое у него возникло во Вьетнаме, было чувство связи между пережитым нами в самое тяжелое время войны и пережитым нашими друзьями. Во вьетнамских бойцах он видел наших, советских солдат военных лет, когда-то так же как вьетнамцы, вставших грудью на защиту родной земли.
Наизусть «Чужого горя не бывает»
Это было последнее крупное выступление Симонова – поэта. Оно лишний раз подтвердило: верный героической теме, Симонов остался до конца верен ей и в поэзии.
 
7 страница «Шел солдат…»

Основные произведения 1941-1970 годов:
-пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Четвертый»;
-повести «Дни и ночи»- о Сталинграде, «Из записок Лопатина», Двадцать дней без войны», «Случай с Полыниным»;
-роман «Товарищи по оружию» о событиях на Халхин-Голе, «Солдатами не рождаются»
- трилогия  «Живые и мертвые»
- книги стихов, киносценарий, публицистика, военные дневники.
  8 страница.  Послевоенная деятельность.

С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. К. Симонов был главным редактором журнала «Новый мир»;  с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР.  К.М. Симонов- многократный лауреат Государственной премий.
В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Заключительное слово учителя:
Последнее десятилетие Константин Симонов занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары».
28 августа 1979 года Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке  возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».Устный журнал «География военных дорог»
Цель: раскрыть  литературный  путь  военного  корреспондента, показать  редкую трудоспособность   поэта, патриотизм  и  горячую  любовь  очевидца военных  событий
Оборудование: портрет К.Симонова, выставка произведений,  презентация.
 
«Да, мы живем, не забывая…» 
 К.Симонов

 
 
Ход урока
Вступительное слово учителя.

     В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского поэта, писателя, драматурга, литературного и общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны Константина Михайловича Симонова. Всем нам хорошо знакомы его произведения «Живые и мертвые»«Из записок Лопатина»«Русские люди» и многие другие. После того, как  в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине, – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.
Сегодня мы вспомним некоторые страницы из жизни этого замечательного человека.
                                                                          /
1 страница «С того детского далека, с того самого незабвенного…    
                        дивизионного городка…»

Константин Михайлович Симонов родился  28 ноября 1915 года в Петрограде. Юные годы его прошли в Рязани и Саратове в семье отчима, военнослужащего. Его родной отец,  полковник Генерального штаба Михаила Агафангелович Симонов  пропал без вести в годы гражданской войны. По собственному признанию К. Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии. Его любимыми героями  стали Александр Невский, А.В. Суворов, В. Чкалов, челюскинцы, папанинцы… Именно в те годы Симонов нашел своего героя.
 С 1934г. по 1938г. учился в литературном институте им. А.М.Горького. Уже тогда проявился его талант к поэзии. Естественность, содержательность, эмоциональность и насыщенность просматривается в творчестве молодого автора.
1937 год. Поэма Симонова «Победитель» посвящена героической жизни и смерти Николая Островского. Молодой  комсомолец, спасая страну от врагов, от голода и холода- погибает, оставив записи о своем поколении в романе «Как закалялась сталь».
 Наизусть отрывки  из  поэмы  «Победитель».
2 страница «И выживем, и в бой пойдем…

Годы идут. И вот уже 1938 год. Испанские события в борьбе с фашизмом отражены в балладе «Рассказ о спрятанном оружии». Это гимн тем, кто до смерти остался борцом за великую идею, это песня о верности долгу и правому делу.
 Краткое содержание  баллады «Рассказ о спрятанном оружии»
 
Такой же страстью и убежденностью пронизана баллада «Генерал» о венгерском писателе Мате Залке, воевавшем и погибшем в Испании. Баллада ответила самому автору на вопрос: Как должна сложиться жизнь  моего   поколения в наше революционное время? Именно так, как у Мате Залки – в борьбе!
Об испанских республиканцах, борющихся с фашизмом, писали в те годы почти все советские поэты. Ибо они, запечатлевшие романтику революционных сражений, чувство интернационального братства, рождены сердцем восторженным и горячим.
Тогда же в стихах и поэмах все определённее звучали мотивы тревоги, вызванные разгулом фашизма в Европе. Уже тогда Симонов проявлял политическую зоркость:
                                «Под Кенигсбергом на рассвете
                                 Мы будем ранены вдвоем,
                                 Отбудем месяц в лазарете,
                                 И выживем, и в бой пойдем»,-
 это было сказано за три года до начала гитлеровского нападения.
 
3 страница «Дыхание войны».
 

Поэт замечал: германские фашисты становятся всё наглее и наглее. И он обращается к памятным событиям прошлого- в 1938 году пишет поэму «Ледовое побоище», где предупреждает о близости войны и хочет, чтобы все почувствовали дыхание войны. Воссоздавая картину сражения на Чудском озере, предупреждает, что захватчиков ждет неминуемый разгром. Это настраивало людей на боевой лад:
                              « Не забывая, не прощая,
                               Одним движением вперед,
                               Свою отчизну защищая,
                               Пойдет разгневанный народ…»
С тем же патриотизмом, готовностью к подвигам во славу  Отчизны пронизана поэма «Суворов» ( 1938-39 гг). Для опального полководца все обиды отходят в сторону, как только он узнает об опасности вторжения врагов на землю  матушки России:
                             «Скакал? Коням намылил холки?
                               Небось,  война, коли за мной?
                               Эй, Прошка! Дай мундир мне с полки,
                               Готовь карету четверней!»
К. Симонов отличался редкой трудоспособностью. И вот первое боевое крещение. Лето 1939г. Советские и монгольские войска наносят удар по зарвавшейся японской военщине. Симонов, военный корреспондент газеты  «Героическая красноармейская», принимает участие во фронтовых операциях. Холхин-Гольские страницы укрепили в Симонове то, что военная тема – главная в его творчестве.
 
4 страница. «Записки военного корреспондента».
 

Звучит песня
От Москвы до Бреста…
Нет такого места,
где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли…- одна из знаменитых песен, написанная Симоновым в трудные военные годы, в которой он рассказал о нелегком труде военного корреспондента.
   С первых дней Великой Отечественной войны наши литераторы встали в боевые ряды защитников Родины. Симонов, корреспондент «Красной звезды» направлялся на самые трудные участки боевых действий: плавал на подводной лодке в Констанцу, участвовал в атаке на Крымской земле, совершал рейды в тыл врага с северными моряками- разведчиками на «морском охотнике», дни и ночи проводил среди пылающих кварталов Сталинграда. Его статьи, очерки, стихи воспринимались как правдивые свидетельства очевидца. Стихов от него не требовали, но он не оставлял поэзию.
Страстный поэтический призыв,  обрушить на смертельно опасного врага сокрушительный удар прозвучал в стихотворении «Убей его!».

Убийца ворвался в твой дом, грабит убивает… Пусть же его покарает рука того, на кого он сам поднял меч…
                                Так хотел он, его вина,-
                                Пусть горит его дом, а не твой,
                                И пускай не твоя жена,
                                А его пусть будет вдовой…
Именно в эти годы появилось немало произведений, которым суждена долгая жизнь.   Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» о безмерном народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека, готового вынести любые страдания ради победы над врагом.

Четыре книги военных очерков Симонов назвал «От Черного до Баренцева моря». В этом названии не только география-  здесь вырисовывался облик огромной страны.
                                     Касаясь трех великих океанов,
                                    Она лежит, раскинув города,
                                    Покрыта сеткою меридианов,
                                    Непобедима, широка, горда…
Такой Родину мы видим на географических картах, такой она запечатлелась на всю жизнь. Облик любимой отчизны приходит  на память тогда, когда ни о чем другом думать некогда, и ты вспоминаешь
                                    Клочок земли, припавший к трем березам
                                    Далекую дорогу за леском,
                                    Речонку со скрипучим перевозом,
                                    Песчаный берег с низким ивняком…
 
                                    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
                                    Да, можно голодать и холодать,
                                    Идти на смерть… Но эти три березы
                                    При жизни никому нельзя отдать.
Симоновские стихи о том, как в трудные жизненные моменты крепнет священное чувство отчей земли, закаляются человеческие характеры, углубляются такие понятия, как товарищество, дружба, любовь…
 
5 страница «С тобой и без тебя».
 
 В 1941 году на страницах газеты «Красная звезда» появилось стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» Герой, фронтовик обращается к любимой женщине:   Ты это горе знаешь понаслышке,
                                    А нам оно оборвало сердца,
                                    Кто раз увидел этого мальчишку,
                                    Домой прийти не сможет до конца…
             
Наизусть «Майор привез мальчишку на лафете…»
 
На войне случаи были разные.  Лейтенанту, погибшему в бою, пришло письмо от жены, где она сообщает, что уже год живет с новым мужем. Однополчане ответили гневом и презрением к женам, не дождавшимся своих мужей с фронта. Так в 1943 году в газете появилось «Открытое письмо» и стихотворение Симонова «Жди меня, и я вернусь».  Для людей на передовой и в тылу эти слова стали клятвой верности любви, паролем надежды и чаяний. Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть необходимость верности и стремление к победе.   Еще во время войны выходит его сборник  « С тобой и без тебя» с посвящением  актрисе Валентине Серовой, на которой Симонов был тогда женат. Все экземпляры сборника мгновенно были раскуплены. Ни один писатель в те годы не знал такого оглушительного успеха.
 
Наизусть «Жди меня, и я вернусь»…
6 страница «Вьетнам, зима семидесятого».

Уже после войны 1941-45 гг., в годы мирного строительства в отдел «Правды»
Симонов представил статьи об увиденном и пережитом во Вьетнаме:
                                        Не спрашиваю, не выпытываю.
                                        Сначала, как на полигоне,
                                        Сам на себе Вьетнам испытываю,
                                        Сам проверяю: все ли понял!
Поэт говорил, что самым сильным чувством, которое у него возникло во Вьетнаме, было чувство связи между пережитым нами в самое тяжелое время войны и пережитым нашими друзьями. Во вьетнамских бойцах он видел наших, советских солдат военных лет, когда-то так же как вьетнамцы, вставших грудью на защиту родной земли.
Наизусть «Чужого горя не бывает»
Это было последнее крупное выступление Симонова – поэта. Оно лишний раз подтвердило: верный героической теме, Симонов остался до конца верен ей и в поэзии.
 
7 страница «Шел солдат…»

Основные произведения 1941-1970 годов:
-пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Четвертый»;
-повести «Дни и ночи»- о Сталинграде, «Из записок Лопатина», Двадцать дней без войны», «Случай с Полыниным»;
-роман «Товарищи по оружию» о событиях на Халхин-Голе, «Солдатами не рождаются»
- трилогия  «Живые и мертвые»
- книги стихов, киносценарий, публицистика, военные дневники.
  8 страница.  Послевоенная деятельность.

С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. К. Симонов был главным редактором журнала «Новый мир»;  с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР.  К.М. Симонов- многократный лауреат Государственной премий.
В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Заключительное слово учителя:
Последнее десятилетие Константин Симонов занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары».
28 августа 1979 года Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке  возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».
Категория: Классные часы | Добавил: Всеслав_Владимирович (17.02.2016)
Просмотров: 940 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar